: : Разделы сайта : :
: : Популярное : :
: : Облако тегов : :
: : Немного рекламы : :
Обратная связьСвязь с администрацией
- Гость
Пожалуйста, зарегистрируйтесь
: : Цитата : :
Парк Юрского Периода
© Майкл Крайтон
: :События: :
: : Последние комментарии : :
Автор → poffigistka
в новости → 100 ловушек в личной жизни. Как их распознать и обойти |
Автор → Mpak
в новости → Когда она ушла |
Автор → oybekt
в новости → Когда она ушла |
Автор → Mpak
в новости → Когда она ушла |
Автор → poffigistka
в новости → Искусство быть эгоистом |
Все комментарии
: : Опрос сайта : :
: : Топ пользователей сайта: :
: : Популярное за весь период: :
Главная / Что Читать 31 октября 2013 |
Роджер Желязны «Ночь в одиноком октябре»
Перо истинного Творца
В каждом жанре существует своя классика. И почти у каждого классика, кроме произведений, за которые его возвели в этот ранг, есть что-то, что написано “по итогам”. Что является отчасти синтезом всего освоенного за долгую писательскую практику, отчасти данью пройденному пути. Обычно эти произведения незаметны широкой публике и держатся в тени общеизвестных колоссов.
У классика американской фантастики Роджера Желязны таким романом является “Ночь в одиноком октябре” (или, иначе, — “Ночь в тоскливом октябре”). Написанная на исходе творческой карьеры, эта вещь сочетает в себе черты как фэнтези, так и традиционной НФ. Она, пожалуй, является одним из лучших образцов фантастики девяностых — вот так, спокойно и не бросаясь в глаза.
Немногословно и просто, словами умного и дельного пса Нюха, описаны события особого Хэллоуина, который бывает раз в столетье, описан таинственный старый праздник, превратившийся в противостояние древнейших мировых сил. Пес помогает Тому-Самому-Джеку. Под которым подразумевается и Джек- Потрошитель, и Джек-из-Тени самого Желязны, и Джек — герой английского фольклора, и Джек-легенда — вечноживущий Каин, бродящий по миру для искупления и всегда стоящий на одной и той же стороне. Это нелегкое служение, но пес не бросит своего хозяина, как не оставил Понтия Пилата его преданный римский пес.
Мир, представленный в этом романе Желязны, сочетает манящие и загадочные мотивы Мэри Шелли, Эдгара По, Рэя Брэдбери, Брэма Стокера и Артура Конан-Дойля. Он суммирует едва ли не половину английской готической и фантастической традиции. Автор контрапунктом проводит сквозь сюжет образы, созданные коллегами, и находит общее для каждого и всех вместе.
Шерлок Холмс и лавкрафтовские древние чудовища, Граф Дракула и Франкенштейн органично и естественно соседствуют друг с другом в туманном холодеющем Октябре. Роман гораздо содержательнее “Лиги Выдающихся Джентльменов”, экранизированной недавно. Фильм близок по форме роману Желязны, но в нем “героический” симбиоз не настолько привлекателен. Известные каждому из нас герои, пришедшие из легенды в сумрак лондонской окраины, чтобы бороться за образ мира в переломный момент. Изменится мир или останется таким, как прежде. Чья истина окажется более стойкой — порождений Тьмы и Света, молодой ведьмы, воинствующего священника или просто людей, живущих под небом? А может быть, Нюха с Серой Метелкой и древнего-древнего отца всех Котов?..
Противоборство Открывающих и Закрывающих само по себе архетипично. Удивительно, почему никто до Желязны не написал о борьбе Добра и Зла, Тьмы и Света — этих вселенских понятий — как об игре, со своими очками за каждое действие, борьбой за магические вещи, компоненты и артефакты для обрядов.
Правила этой игры знакомы каждому, естественны, как дыхание, их поймет и ребенок, и даже самый отдаленный от фантастической традиции взрослый. Недаром роман Желязны стал источником для множества одноименных ролевых игр, проводящихся ежегодно в разных уголках нашей страны. Я был и мастером на таких играх, и Открывающим, и Закрывающим. И всякий раз чувствовал привкус той удивительной атмосферы, которую создало перо истинного Творца.
Вы тоже будете прятаться в ночном сумраке, дышать туманным воздухом Лондона и ощущать тревогу надвигающегося Тоскливого Октября. С первой и до последней страницы, читая эту просто хорошую книгу.
Источник http://www.mirf.ru/Reviews/review564.htm